Пост полностью написан мной, кирпичами прошу не кидаться.
10е место
Infinity Ward 4.0
Игры: Call of Duty 6
Является улучшенной версией id Tech 3 (Quake 3 Engine) – движка, используемого еще аж в первой части серии Call of Duty
К последнее версии были существенно доработаны эффекта света, а также движок был обучен обрабатывать куда более объемные пространства, нежели раньше.
Движок поддерживает DirectX 10 и DirectX 9.
Стоит отметить практически полное отсутствие физики – в рельсовом шутере она просто не нужна. Зато движок умеет обрабатывать большое количество мелких деталей, любой другой на его месте уже захлебнулся бы.
Итог: за 6 лет движок был изучен вдоль и поперек, что позволило создать одну из самых ярких в графическом плане игр. Отсутствие физики погоды не делает, но в современном игромире без нее никуда.
9е место
Chrome Engine
Игры: Chrome, Серия Полный привод, Xpand Rally, Call of Juarez, Call of Juarez: Bound in Blood, Dead Island.
Очень интересный в графическом плане движок – при малой требовательности к компьютеру способен создавать очень и очень выразительные пейзажи. На сегодняшний день поддерживает 9 и 10 версии DirectX.
Стоит отметить более детальные возможности повреждения объектов нежели у X-Ray Engine (о нем ниже).
Камень, о который спотыкаются разработчики - движок использует Open Dynamics Engine для обработки физики. Open Dynamics Engine является открытым бесплатным пакетом. Естественно ожидать чудес от него не стоит – ломать ящики, это чуть ли не максимум, но что он способен.
Итог: довольно популярный движок (особенно среди отечественных игроделов). Обладатель весьма недурной графики, способной при этом не загружать по максимуму железо. Отличная оптимизация, но никудышная физика.
8е место.
X-Ray Engine.
Игры: серия STALKER
Графический движок в первых своих версиях был ориентирован исключительно на Direct3D 8, однако в дальнейшем развитии обзавелся поддержкой D3D 9, 9.0с , 10, 10.1 и даже стал одним из первых движков, научившихся оперировать с D3D 11.
Стоит отметить шикарнейшие возможности рендеринга, позволяющие передавать игру света и тени.
Площадь открытых пространств может достигать 4 кв. км. Имеется система динамической смены времени суток, поддержка различных погодных эффектов, таких как дождь, ветер, туман.
И опять камень, о который спотыкаются разработчики. Причем тот же камень! Движок использует Open Dynamics Engine для обработки физики.
Итог: не самый популярный движок, поддерживающий на сегодняшний день последнею версию D3D и как следствие обладатель очень хорошей графики. К несчастью, физика никуда не годиться, а оптимизация, кажется, вовсе отсутствует.
7е место
Geo-Mod 2
Игра: Red Faction: Guerrilla
Главной особенность данного движка является то, что он делает ставку не на графическую, а на физическую составляющую. Благодаря расширенной геометрии объектов вкупе с физикой Havok игрок получает возможность разрушить практически все.
Итог: корявенькая графика и нечеткие текстуры не дают движку подняться выше. Возможно, в следующих версиях мы увидим нечто большое. Единственное из-за чего стоит «пощупать» движок – разрушаемость.
6е место
4А Engine
Игра: Метро 2033
Новейшая разработка студии 4A Games. Может похвастаться поддержкой DirectX 11.
За физику отвечает nVidia PhysX. Сам PhysX является хорошим физическим движком, но игра задействует далеко не все его возможности. Вообще Метро в графическом плане сделало большой шаг вперед. Наиболее точно по этому поводу выразился Тони Тамаси старший вице-президент в nVidia по контенту и технологиям:
«4A Engine является одним из самых продвинутых игровых движков, с которыми нам приходилось работать. При активированном режиме DirectX 11 Metro 2033 является одной из самых впечатляющих ПК-игр в этом году. Если же прибавить сюда NVIDIA 3D Vision и PhysX, то качество визуальной составляющей просто шокирует».
Безусловно, доля пиара в этом есть, но и очевидные плюсы отрицать нельзя.
Итог: новейший движок с прицелом на будущее – физика и шикарная графика в комплект входят. Правда, что бы оценить всю красоту потребуется довольно мощный компьютер.
5е место
EGO Engine
Игры: Operation Flashpoint 2: Dragon Rising, Colin McRae: DiRT 2
Является модификацией движка Neon, ранее используемого в Colin McRae: DiRT.
EGO стал первым движком, для которого была заявлена поддержка DirectX 11, хотя в Colin McRae: DiRT 2 его присутствие практически ничего не изменяет.
Стоит заметить то, что движок успешно используется как для шутеров, так и для гонок. Физика тоже лежит на его плечах – разрушение не дотягивают до уровня Geo-Mod 2
или даже Frostbite Engine, однако, они вполне вменяемы. Эдакий «универсальный солдат».
Итог: не самый популярный, но довольно универсальный движок. Умеет работать с большими пространствами и рассчитывать физику шин при довольно демократичных требованиях.
4е место
RAGE (Rockstar Advanced Game Engine)
Игры: Grand Theft Auto IV, Red Dead Redemption, Max Payne 3
Позиционируется как совершенно новый движок, хотя по сути является сильно модифицированной версией RenderWare (GTA III, например, использовала его).
RAGE умеет обрабатывать большие бесшовные пространства, такие как города. Особой красотой похвастаться не может, но требует неимоверно мощного компьютера – что бы все заработало «как надо» придется потанцевать с бубном. Отчасти причиной является то, что в первую очередь разработка велась для консолей. Исправят ли это в будущих играх (Red Dead Redemption, Max Payne 3) пока не известно.
RAGE работает вместе с euphoria – которая является не только физическим движком, а более комплексным средством. Именно благодаря интеграции euphoria в RAGE мы можем наблюдать наиболее реальное поведение персонажей на выстрелы/удары/толчки по ним. Каждый раз используется новая анимация, даже если проигрывается одна и та же сцена. Скелетно-мускульная система позволяет герою при подъеме по лестнице не просто перебирать ногами, а каждый раз становится на ступеньку.
Итог: не самый новый, но интересный со всех сторон движок. Создавая его, разработчики сделали в нем большой запас на будущее. Процессоры с новой архитектурой прекрасно работают с RAGE.
3е место
CryEngine 2
Игры: Crysis, Crysis Warhead
Является самым совершенным на сегодняшний день в графическом плане движком. И хотя сама красивая на сегодняшний день игра Crysis позиционировала себя как DX 10 игру, после многочисленных споров и исследований игроки приняли мнение, что движок прекрасно функционирует и на DX9, используя практически все особенности DX10. По этому повод убыло написано на iXBT.com:
«Crysis, по сути, не является DX10-игрой, и запрет включения режима Very High под API DX9 есть ничто иное, как маркетинговое решение разработчика. Подавляющее большинство «DX10-эффектов» Crysis доступно и под DX9, а это означает, что шейдеры игры практически не используют уникальные новые возможности API DX10 или используют их без каких-либо последствий для результирующего качества картинки.»
Совершив «графическую революцию» CryEngine2 не закончил развиваться, и скоро появится его третья версия.
CryPhysics – физический движок интегрированный в CryEngine2. Имеет ряд характерных особенностей, не реализованных больше нигде. Листья кустарников прогибаются под игроком, есть возможность взаимодействовать практически с каждым объектом. Местами физика весьма топора (при взаимодействии с большими плоскими предметами), однако внимание к мелким деталям заставляют не обращать внимание на эти недостатки.
Итог: самый совершенный в графическом плане движок, также использующий множество физических фич. Не очень популярен как среди разработчиков, так и среди геймеров – чтобы узнать все его возможности, дома нужно держать минимум очень мощный компьютер.
2е место
Frostbite Engine
Игры: Battlefield: Bad Company 2, Medal of Honor (только многопользовательский режим)
Один из новейших движков на ПК. Соответствует всем современным трендам – работает с большими открытыми пространствами, обрабатывает множество мелких объектов (таких как трава), имеет большую дальность прорисовки (вплоть до горизонта), умеет разрушать здания вплоть до основания. При желании на нем можно сделать симулятор дровосека – возможность рубить и ломать деревья присутствует. Поддерживает все версии DX начиная с 9.
Первоначально был консольным эксклюзивом, однако с версии 1.5 вместе с Battlefield: Bad Company 2 появился на ПК.
Пожалуй, единственный движок в котором я скажу о звуке – он использует совершенно отдельный звуковой движок, не требующий использования специализированных ресурсов, как например зажравшийся EAX.
Итог: на мой взгляд, является кастрированной от всего ненужного версией CryEngine 2 – разрушаемость на месте, графика красива, что еще нужно для отличного движка? При этом требуется куда менее мощный компьютер.
1е место
Source и Unreal Engine 3
Так уж вышло, что я не смог определиться, какой из двух движков поставить на первое место. Source и Unreal Engine 3. Оба они сделаны грамотно, с упором на будущее и сторонних разработчиков.
Source
Игры: Counter-Strike: Source, Half-Life 2, Day of Defeat: Source, Half-Life: Source, Half-Life 2 Episodes, Portal, Team Fortress 2, Left 4 Dead, Left 4 Dead 2, Postal 3, Black Mesa, Zeno Clash, Garry's Mod.
Source вот уже разменял пятак лет, а все еще держится молодцом. Да что там держится – стоит так крепко, что мало ли кто его пошатнет. За минувшие годы он обросся не одним обновлением – с момента выхода Half life 2 в каждой совей новой игре Valve обновляли движок.
За физику ответственность несет сильно модифицированный Havok. Многие головоломки и геймплейные моменты завязаны именно на физике.
Да, графика далеко не лучшая, однако плюсов у графического движка тоже не мало. Когда только Source появился, игроки были приятно удивлены лицевой анимацией. Люди ярко выражали эмоции мимикой – глядя на лицо, можно было понять что чувствует персонаж. Разработки Valve позволяли персонажам не просто водить глазами, а именно следить за выбранным объектом – будь то летящий ящик или главный герой. Именно благодаря этим технологиям Source игры наиболее часто используются для создания машиним – ни один движок не умеет более точно работать с лицами.
С выходом Episode Two на свет появилась технология «Кинематографической физики» - которая позволяет создавать сцены с разрушением объектов (зачастую больших) максимально красиво и реалистично.
Когда на свет появился Left 4 Dead, то свет увидела технология называемая «ИИ режиссером» (про расчлененку я вообще молчу) - изменение уровня в реальном времени согласно многим факторам, дабы сделать игру максимально интересной и захватывающей. Никто кроме Valve на сегодняшний день подобными технологиями не владеет.
Еще один несравненный плюс – сравнительная простота и удобство в создании модификаций. Выпущено довольно много редакторов, каждый из которых заточен под определенную Source-игру, однако практически все компоненты взаимозаменяемы.
Даже если вы не умеете работать в специализированных редакторах, то можно создавать статичные/динамичные сцены в Garry's Mod.
Unreal Engine 3
Игры: Gears of War, Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas, Bioshock, Medal of Honor: Airborne, Unreal Tournament 3, Mass Effect, Turok, Tom Clancy's Rainbow Six: Vegas 2, Brothers in Arms: Hell's Highway, Gears of War 2, Mirror's Edge, The Wheelman, APB, Borderlands, Dark Void, Mass Effect 2, BioShock 2.
В сравнении с Source на стороне Unreal Engine 3 куда более современная графика - говорит о себе слово поддержка DX10. За анимацию лиц персонажей отвечает механизм FaceFX, который несомненно уступает лицевой анимации Valve, но то что разработчики вообще озаботились этим – несомненный плюс.
В физике на мой взгляд Unreal Engine 3 немного выигрывает – PhysX является наиболее популярным физическим движком, а имея в наличии видеокарту от Nvidia это делает эту технологию еще более привлекательной.
Не стоит забывать большие возможности для моддинга – разработчики не только проводят конкурсы, они просто создали вменяемый редактор.
Итог: 2 бесплатных в некоммерческих целях движка, которые постоянно находятся в динамичном развитии. Каждый из них по-своему привлекателен, у каждого есть большущий послужной список, в котором много хитов.
Спасибо за внимание!